Только пять субъектов РФ включили в региональные льготные лекарственные перечни все 646 препаратов, входящие в федеральный список жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). При этом в 9 регионах льготникам доступны не больше 25% препаратов из федерального перечня ЖНВЛП. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного фондом «Здоровье» совместно с активистами Общероссийского народного фронта в 85 регионах страны.
В список субъектов-«отличников» вошли: Владимирская, Новгородская и Ульяновская области, Камчатский и Краснодарский края. От них незначительно отстают Костромская область и Забайкальский край (по 99% от федерального перечня ЖНВЛП), Республики Тыва, Алтай и Северная Осетия — Алания (по 98%) и Еврейская автономная область (97%).
«К сожалению, большинство регионов составили свои списки льготных лекарств не из препаратов федерального перечня ЖНВЛП, цены на которые регулируются государством, а из лекарств, цены на которые подвержены значительному росту», — отметил директор фонда «Здоровье», член Центрального штаба ОНФ Эдуард Гаврилов.
Так, наименьшее число жизненно важных препаратов включили в льготные перечни Тверская область (7 из 646 — 1% от федерального списка), Ставропольский край (15 или 2%), Ивановская область (56 или 9%). Ненамного лучше обстоит дело в Ростовской (16%), Нижегородской (19%), Амурской (20%), Свердловской (22%), Архангельской (22%), Астраханской (25%) областях, Карачаево-Черкесской Республике (29%).
«Мы неоднократно обращали внимание специалистов и общественности на то, что Минздрав России должен принять порядок формирования региональных льготных лекарственных перечней и закрепить обязательность присутствия в них лекарств из федерального перечня ЖНВЛП. Пока этого не происходит, и жители разных регионов находятся в неравных условиях относительно льготного лекарственного обеспечения», — подчеркнул Эдуард Гаврилов.
По его словам, подобная политика привела к тому, что в ряде субъектов в региональные перечни не попали препараты для лечения ВИЧ и онкологических заболеваний, но странным образом там оказались лекарства с недоказанной эффективностью и даже гомеопатические препараты. Встречаются в региональных перечнях и торговые наименования препаратов вместо международных непатентованных наименований, что ограничивает конкуренцию при закупках и ведет к росту цены лота.
Эксперты фонда высказывают особую обеспокоенность низкой доступностью в регионах противотуберкулезных препаратов. Так, 33 региона из 85 вообще не включили в свои перечни ни одного препарата для лечения туберкулеза. Среди них Москва, Чукотский, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа; республики Мордовия, Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия, Крым, Чеченская, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская; Кировская, Пензенская, Смоленская, Орловская, Кемеровская, Калужская, Курская, Псковская, Ярославская, Вологодская, Саратовская, Белгородская, Мурманская, Свердловская, Амурская, Ростовская и Тверская области; Приморский, Пермский, Красноярский и Ставропольский края. Лишь 10 из 85 регионов обеспечили своим жителям льготный доступ ко всем 21 противотуберкулезным препаратам из федерального перечня ЖНВЛП: Владимирская, Новгородская, Ульяновская и Костромская области, Камчатский, Краснодарский и Забайкальский края, Калмыкия, Башкортостан и Удмуртская республики.
«Да, каждый регион может включать в свой льготный перечень любое количество лекарственных препаратов исходя из возможностей бюджета. Тем не менее приоритет в любом случае должен быть отдан препаратам из федерального перечня ЖНВЛП, что позволит обеспечивать бесплатными лекарствами как можно большее число пациентов-льготников и обеспечит равные права граждан из разных регионов на льготное лекарственное обеспечение», — резюмировал Эдуард Гаврилов.