Фармкомпаниям рекомендовали участвовать в образовательных мероприятиях только в роли благотворителей
Новая система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО), которая начинает развиваться в России, интересна фармкомпаниям. Особенно та ее часть, где предполагается проведение мероприятий, в ходе которых фармацевты и врачи получают баллы, необходимые для продления своих сертификатов об аккредитации. Очевидно, бизнес считает, что здесь можно найти лазейку для продвижения своих продуктов. Прекрасно понимают это и профильные ассоциации. AIPM разработала рекомендации по взаимодействию фармкомпаний с образовательными организациями (документ имеется в распоряжении «ФВ»), которые жестко регламентируют участие фармбизнеса в этом процессе.
Равняться на Запад
Во всем мире наблюдается рост потребности в специалистах с фармобразованием. Но законодательная база меняется стремительно. В ответ на инновации фармработники должны владеть новыми компетенциями. Все это приводит к тому, что роль непрерывного образования становится более чем очевидна.
Во многих странах созданы и успешно действуют модели НМФО, мир стремится к унификации требований, предъявляемых к специалистам, но, конечно, с учетом национальных нюансов. Российская система НМФО пока очень молода, ее фундамент — это лучший опыт стран, в которых модель уже успешно работает. Об этом шла речь на открытом заседании кафедры организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики ИПО ФГБОУ ВО Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, организованном Союзом «Национальная фармацевтическая палата» совместно с Советом по профессиональным квалификациям в области фармации.
Как отметила зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики ИПО ПМГМУ Роза Ягудина, в большинстве стран основная роль в этом процессе отводится профессиональным организациям. Этот принцип положен и в основу российской системы НМФО.
Пробный шар
Переход на новую систему допуска к профессии состоялся в прошлом году. Первопроходцами стали выпускники вузов по специальностям «Фармация» и «Стоматология», получившие возможность пройти первичную аккредитацию, успешное прохождение которой гарантирует допуск к работе. Напомним, ранее необходимо было также закончить интернатуру, и лишь потом выдавался сертификат.
Как подчеркнула исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина, свидетельство об аккредитации, счастливыми обладателями которого на сегодняшний день стали около 3 тыс. выпускников, выдается один раз. Оно напоминает трудовую книжку, в которую регулярно будут ставиться отметки об участии в системе НМФО. Но, возможно, в дальнейшем это будет электронный документ.
В целом российская система НМФО копирует лучшие зарубежные практики, имеет переходный период и четко регламентированную систему получения квалификационных баллов. Профессиональному сообществу в этом процессе отведена огромная роль. Накопить баллы врачи и фармацевты могут в ходе образовательных программ. Но есть одно но. Они должны быть аккредитованы в системе НМФО. Заниматься аккредитацией будет Нацфармпалата.
«Экспертиза программ уже началась, проведено более 20 образовательных мероприятий. Конечно, это пока очень мало, учитывая, что уже около 3 тысяч специалистов нуждаются в ней», — пояснила Елена Неволина.
По словам зам. исполнительного директора ААУ «СоюзФарма» Марии Литвиновой, в ближайшее время будет сформирован реестр профессиональных организаций, которые станут гарантами проведения качественных образовательных мероприятий, создана база мероприятий и библиотека эталонных презентаций. Все это для того, чтобы специалисты четко понимали, станет ли результатом их участия в том или ином мероприятии получение баллов или же их используют в своих интересах коммерческие организации.
Платить во благо
Каким образом фармкомпании могут участвовать в образовательных мероприятиях — тонкий вопрос. Понятно, что есть большое искушение использовать эти площадки в целях продвижения своих препаратов. Врачи и фармацевты, собранные в одном месте, да еще и заинтересованные в мероприятии, которое гарантирует получение баллов, — именно тот контингент, с которым охотно и активно поработал бы бизнес.
Как отметила Роза Ягудина, единого общепризнанного подхода к взаимоотношениям фарминдустрии и организаторов мероприятий не существует. Есть страны, где разрешена финансовая поддержка со стороны бизнеса, есть и те, кто категорически это не приветствует. Но полностью оказываться от фармы тоже не имеет смысла, считает она.
AIPM, которая разработала рекомендации для членов своей ассоциации, более категорична в оценке возможных рисков. «Взаимодействие осуществляется на основе договора о благотворительном пожертвовании», — указано в их внутреннем документе. То есть разрешается поддержка без встречного удовлетворения в пользу третьих лиц. При этом факт финансовой поддержки компанией должен быть указан в официальных источниках организации, реализующих программы НМФО.
Понятно, что бизнесу эта норма, которая пока носит лишь рекомендательный характер и распространяется только на членов AIPM, не нравится. Далеко не все штаб-квартиры компаний готовы тратить деньги на подобную благотворительность. Куда интереснее бы смотрелись иные договоры, подразумевающие получение более осязаемой для бизнеса пользы. И тут возникает большой вопрос, много ли фармкомпаний захотят финансировать образовательные мероприятия, выступая в роли благотворителя? Понимает это и провайдер системы НМФО. Он не отрицает возможность участия фармкомпаний в процессе обучения фармацевтов, но формат участия не должен нарушать действующее профильное законодательство.
И пока нет четкой позиции Минздрава по данному вопросу в виде официальных документов, вся ответственность за чистоту аккредитованных Нацфармпалатой образовательных программ ложится на саму Нацфармпалату. Готова ли она выдержать баланс межу интересами бизнеса и сообщества, покажет время. Как уверенно заявила Мария Литвинова, образовательный процесс фармработников не повторит ошибок системы непрерывного обучения медицинских кадров.