Врачебное сообщество настаивает на увеличении числа инновационных препаратов в перечне ЖНВЛП. Практикующие врачи и пациентские организации уверены, что этот список должен пересматриваться чаще и соответствовать реальным потребностям пациентов. При оценке кандидатов-препаратов комиссия по формированию перечня должна доверять мнению практикующих врачей. Об этом шел разговор на заседании круглого стола «Лечить пациента, а не болезнь: жизненно и важно», который состоялся 18 августа в медиацентре «Российской газеты».
Лично в руки
По различным социологическим опросам, оказанием медицинской помощи не удовлетворены от 30 до 60% россиян, заявили участники мероприятия. Одна из причин, по мнению экспертов, кроется в принципах формирования перечня ЖНВЛП. Пациенты хотят получать конкретные препараты, но врач не всегда может выписать то, что он считает действительно необходимым. Его руки связаны списком ЖНВЛП, заявили участники круглого стола
«Очень важно, чтобы список расширялся, тогда у врачей появляется возможность назначать индивидуально эффективное лечение», — считает Татьяна Семиглазова, заведующая научным отделом инновационных методов терапевтической онкологии и реабилитации ФГБУ «НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава РФ.
Дорого, но выгодно
По мнению участников круглого стола, высокая цена инновационного препарата не должна быть препятствием для его попадания в Перечень ЖНВЛП. Необходимо считать все затраты, связанные, не только с обеспечением пациентов лекарством, но и последующим сопровождением таких больных. По оценкам экспертов, зачастую терапия инновационными ЛП позволяет значительно улучшить качество жизни человека, а значит, сократить число повторных обращений, инвалидизации.
Помимо онкологов, которые настаивают, что заболевание требует высокоточной терапии, тревогу бьют и инфекционисты. Проблема антибиотикорезистенции не нова, но ситуация лишь усугубляется. По словам Сергея Яковлева, профессора кафедры госпитальной терапии № 2 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, в РФ зарегистрировано около 100 МНН относящихся к классу антибиотиков, 40 из них находятся в списке ЖНВЛП, но среди них мало препаратов, преодолевающих устойчивость к бактериям.
«Необходимо включить еще минимум 4 препарата. Речь идет о цене жизни людей», — считает Сергей Яковлев.
Гарант времени
Врач имеет право выписывать препарат по ТН, назначать ЛП, не входящий в список ЖНВЛП, но на доказательство необходимости подобного шага уходит слишком много времени. И иногда пациенты не дожидаются, говорят практикующие врачи. Если же большинство необходимых препаратов будут в списке ЖНВЛП – это гораздо упростит решение вопроса закупок, считает Аида Бабаева, заведующая кафедрой факультетской терапии ВолГМУ, главный внештатный специалист ревматолог ЮФО. Именно поэтому врачам хотелось бы, чтобы в перечне было как можно больше инновационных препаратов и как можно меньше «устаревших» ЛП.
«Наша медицина зажата рамками списков, финансирования. Доктор должен лечить пациента, а не вычислять, насколько эффективно финансово он может это сделать. Но реально сейчас это происходит именно так», — считает Ирина Боровова, президент правления Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!».
Говоря о необходимости привести перечень ЖНВЛП в соответствие с реальными потребностями, участники круглого стола единодушно согласились, что государство делает много правильных шагов в этом направлении, но сделать предстоит еще больше. Врачебное сообщество готово активно работать вместе с экспертами, формирующими списки ЛП, но пока их доводы не всегда бывают услышаны.